Список статей
Интеграция предмета «Самопознание» с общеобразовательными предметами

   Интеграция – это объединение в целое

разрозненных частей, глубокое проникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных

знаний в той или иной области.

Интегрированные

уроки – одно из средств развития познавательной активности и привития интереса

к учебным предметам. Позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных

явлений действительности к взаимосвязанному комплексному изучению.

«Самопознание» – один из немногих предметов, который прививает духовность и

нравственность подрастающему поколению.

   «На рубеже

веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания -научить ребенка

нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже

готов-человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от

зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует... …Мне

хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми

счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении

человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны

стремиться.»

С.А.Назарбаева автор проекта нравственно-духовного

образования «Самопознание»

    Предмет «Самопознание» рассматривается

через призму пяти ценностей: праведное поведение; любовь; ненасилие; внутренний

покой; истина. Эти ценности должны присутствовать на любых уроках

общеобразовательного цикла, помогая ребёнку не только в усвоении сути

изучаемого на уроках, но и воспитывая личность с правильными моральными и

нравственными устоями. Интегрированные уроки «самопознание–физика»,

«самопознание–история», «самопознание–биология» и т. д. помогают вникнуть в

изучаемый материал, делают его более доступным для понимания.

В нашей школе

учитель самопознания Сальникова С.С. прошла длительные курсы по предмету «Самопознание».

Во время практики она предложила учителям нашей школы провести интегрированные

уроки.

Совместно

с учителем географии Липатовой Галиной Гаязетдиновной был проведен

интегрированный урок географии с предметом «Самопознание» .    Тема урока «Погода и климат» раскрыта через

практику общечеловеческой ценности «Истина». Была поставлена цель: расширение знаний о погоде и климате через практику общечеловеческой

ценности Истина.

Для

создания позитивного настроя урок начали с «Мысленного путешествия в подводное царство» дети,

закрыв глаза, окунулись в мир воображения.

Музыка

«Звуки моря» помогла добиться позитивного настроя на урок у учащихся.

Для

более глубокого понимания детьми темы урока было предложено позитивное

высказывание (цитата):

«Если в твоей душе солнце, то не важно, какая погода за окном»

В. Васильев

Для

понимания и запоминания цитаты ребятам были заданы следующие вопросы:

- Что вы знаете об авторе?

- Как вы

понимаете смысл этого изречения?

Учащиеся

оживленно обсуждали цитату.

Интеграция

общечеловеческих ценностей в содержание урока осуществлялась по следующим

вопросам:

По

каким признакам можно определить настроение человека?

Как

погода может влиять на настроение человека?

Может

ли человек изменить свое настроение?

-Альмира

рассказала, как погода влияет на ее настроение, что можно дома заняться

интересным делом если на улице плохая погода.

-Валерия

привела примеры как она поднимает себе настроение.

-

Антон рассказал, что погода не влияет на его настроение.

Ребята

работали в группах. У всех было хорошее настроение. Атмосфера на уроке была

доброжелательная.

Цель урока была достигнута.  Материалы урока подобраны в

соответствии с возрастными особенностями учащихся, соответствовали теме урока.

Высокая работоспособность учащихся в течение

всего урока обеспечивалась за счёт морального стимулирования - словесного

поощрения.

В классе поддерживалась атмосфера искреннего и радостного

общения, дети работали активно.

На

протяжении всего урока, чувствовалось, что детьми понятна тема урока.

Учителю

понравилась идея интеграции предмета «Самопознания» с уроком географии. Галина

Гаязетдиновна сказала, что будет применять на своих уроках методические приемы

из уроков «Самопознания».

Конечно, новое

всегда страшно. Но учитель- человек творческий и  инициативный. Светлану Станиславовну

поддержали многие учителя и попробовали провести такие уроки. В результате

уроки понравились и учителям, и ученикам, и родителям. Было много споров и

сомнений, что не хватит учебного времени, произойдет отступление от темы, но

все получилось, и получилось замечательно. Присутствующие коллеги заметили

положительные изменения в поведении и активности ребят. Теперь мы все стараемся

вникнуть в данную проблему и использовать 

призму ценностей предмета «Самопознание»  на своих уроках.

Автор: Сальникова С.С., Стрюкова Т.А., учителя по самопознания
Просмотров: 639
Дата создания: 19 Апреля 2017 г.
Дата редактирования: 19 Апреля 2017 г.
www.egov.kz
Опрос